Россия, Москва
Телефон:
+7 (993) 398-46-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vk email

Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

image

Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки. У младенца совершенствуется эмоциональная сфера, он учится общаться с родителями и другими значимыми взрослыми.

Предлагаем советы по воспитанию детей до года, а также описание игр и игрушек для этого возраста.

Всего за год малыш получает множество важных навыков. Поэтому для полноценного развития недостаточно просто создать правильный дневной режим и обеспечить малышу необходимый уход. Главная задача мамы и папы – формировать у грудничка положительные черты характера, избегая в то же время возникновения вредных привычек.

Воспитание младенца до года специалисты условно подразделяют на четыре возрастных периода:

  • рождение – три месяца;
  • три месяца – полгода;
  • полгода – девять месяцев;
  • девять месяцев – год.

Давайте рассмотрим подробнее каждый этап взросления, узнаем, какие игровые занятия подходят для маленьких деток.

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

image Малыш в 1 месяц уже узнает маму В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное – физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

О спорте

Довольно любопытна теория методики физического воспитания детей. Предполагается воспитание ребенка через занятия спортом. С давних пор считается, что такие практики дисциплинируют человека. Дополнительно наблюдается оздоровление организма в целом. Применяя методики физического воспитания детей, можно гарантировать полноценное, стабильное, разностороннее развитие личности. Кроме того, ребенок, привыкший сталкиваться с определенными физическими нагрузками, будет обладать крепким телом, в котором, как известно из старинной мудрости, обитает здоровый дух.

В настоящее время физическое воспитание – это средство, доступное для родителей, готовых заниматься со своим чадом. Такое воспитание практикуют и в образовательных учреждениях, рассчитанных на детей разных возрастов. В садиках программы довольно сильно отличаются, а для школьников и студентов предусмотрено стандартное физическое воспитание как элемент образовательного курса. При желании можно направить ребенка в специальную секцию. Это также поможет развить его личность полноценной, добиться становления сильного, выраженного характера. Дети, увлеченные спортом, чаще имеют четкие цели и готовы прикладывать усилия для их достижения.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Восемь месяцев

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком, существуют моменты, которые должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к педиатру или неврологу:

  1. Ребенок к 7 месяцам не научился переворачиваться.
  2. Не следит взглядом за двигающимися предметом.
  3. Не изучает предметы при помощи рта.
  4. Не проявляет никаких эмоций при общении с родителями.
  5. Ребенок не сидит сам и не пробует сесть.
  6. Не произносит слоги.

Для того, чтобы ребенок развивался полноценно, в 7-9 месяцев ему необходимо свободное пространство для передвижения. Лучше всего, если родители организуют для малыша безопасное пространство на полу, а вот манеж лучше использовать по минимуму. С пола необходимо убрать все, что может представлять опасность для ребенка, а также ценные предметы, которые малыш может повредить.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Леонид Береславский – воспитание каждую минуту

Доктор философии, Леонид Береславский полагает, что всем детям требуется ежеминутное развитие, которое им должны обеспечить близкие взрослые. Автор считает, что лучше всего начать систематические занятия с малышом, с наступления полуторагодовалого возраста, чтобы исключить возможность пропуска благоприятного периода развития, в который получают важные умения. В полтора года лучше всего заниматься овладением мелкой моторики, внимания, знакомством с животными. В трехлетнем возрасте лучше всего изучать логические задачи, распространенные фигуры из геометрии и представления о пространстве (величина, форма, объем). Перед началом школьного обучения родителям стоит приступить к тренировке памяти и логического мышления ребенка, не спеша, повторяя изученное в предыдущие годы. Еще один нюанс системы – уроки по шахматному мастерству (с 3,5 лет).

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Уход за малышом

Новорождённый еще не приспособлен в этом мире, он абсолютно беспомощный. Младенец ничего не умеет делать самостоятельно ― его жизнь целиком зависит от матери и отца. Для них этот период считается особенно сложным. У ребенка до года, уход и воспитание, отличается от более старших возрастов. Этот возраст требует максимум внимания: гигиена, питание, смена одежды, подготовка ко сну.

  • Подмывание. Мыть промежность нужно каждый раз, когда ребенок сходил в туалет «по-большому». Возьмите малыша в одну руку и подставьте его под струю проточной воды. Никогда не делайте это в ванночках. Инфекция и грязь остается в емкости ― есть вероятность заражения мочеполовой системы. Правильно подмывать девочек спереди назад, чтобы не занести инфекцию. После процедуры не вытирайте, а промокните чистым полотенцем кожу. Оставьте ребенка на время раздетым. Пусть кожа дышит, а остатки влаги полностью высохнут.
  • Обрабатываем глаза. Протираем их ватным диском, намочив кипяченной водой. Двигаемся в направлении от внешнего края, к внутреннему. Используем индивидуальный ватный диск для каждого глаза, чтобы исключить перенос инфекции.
  • Обработка складочек. Каждый день осматривайте тело малютки, чтобы выяснить есть ли какие-либо раздражения, аллергия, покраснения, опрелости. Обнаружив остатки крема, масла или присыпки, аккуратно удалите их ватным диском. Если кожа постоянно влажная, плохо просыхает после купания, то складки нужно обрабатывать детской присыпкой, желательно без содержания талька. Присыпка позволит предотвратить опрелости у глубоких складок. Для сухого типа, используют детский крем или специальное масло для ухода за малышами.
  • Маникюр. Лучший способ подстричь ногти младенцу ― во сне. Так будет спокойнее, ведь малыш не станет сопротивляться. Возьмите пальчик и нажмите на ноготочек и подушечку. Так, вы сможете отмерить безопасное расстояние, чтобы не поранить кожу. Используйте специальные ножницы для детского маникюра.
  • Очищаем носик. Нужно учитывать особенность физиологии «догодок» ― маленькие носовые каналы. Они быстро загрязняются пылью, ворсом с одежды, постели. Но кроха не может сам прочистить их. Поэтому, порой родители не могут понять, отчего ребенок тревожный. Скрутите жгут из ватки и смочите кипяченной водой или маслом. Движением по спирали введите в ноздрю, но неглубоко, чтобы не навредить.
  • Чистые ушки на макушке. Удаляйте серу, которая скапливается снаружи. Очищайте скрученным жгутом ваты, уголком завернутого ватного диска или специальными ватными палочками для малышей. Не нужно пытаться вычистить загрязнение глубоко внутри, так можно повредить барабанную перепонку.
  • Уделяйте особое внимание пупочной ране.
  • Пусть малыш принимает воздушные ванны, особенно это полезно после купания.
  • Для водных процедур используйте средства подходящие возрасту.

Более подробно прочесть о правильном поведении родителей, можно в рекомендациях по воспитанию детей до года.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Ты и я

Современные педагогические методики воспитания детей призывают родителей оценивать детское поведение, попытавшись представить себя на месте ребенка. Работает это и в обратную сторону: нужно попытаться представить, что ребенок, когда вырастет, становится таким, как его родитель. Представив, какие черты желательны для персоны, и помня о склонности чада копировать старших, нужно демонстрировать ему важные качества на своем примере каждый день. Нужно общаться с ребенком так, чтобы он воспринимал себя равным родителям, а старших – равными себе. Нельзя растить малолетнего так, словно бы он – центр Вселенной. Не менее вредно показывать ему малозначительность его персоны. Если удастся найти баланс и построить отношения равноправия в семье, когда чадо вырастет, оно будет справедливым, способным относиться к другим адекватно. В будущем такой человек не допустит, чтобы его обижали, на корню прекратит любые попытки чужих людей принизить свои качества, способности или социальный статус.

Одна из ключевых особенностей методик воспитания детей, популярных в настоящее время, обусловлена пониманием индивидуальности персоны. Родители, как считают психологи, обязаны учитывать: характер есть с самого рождения, и даже пока ребенок совсем мал, нужно уважать его и разумно относиться к малышу. Некоторые качества и особенности можно скорректировать, но есть и такие, которые не поддаются внешнему воздействию. Иные родители силой пытаются заставить ребенка быть другим, словно бы перекраивают чадо под свои требования и ожидания. Это неправильный подход. Полноценной и адекватной личностью вырастет тот, чей характер уважали с самого девства, чье право на индивидуальность признавали близкие люди. Даже отрицательные черты имеют право на существование. Все качества характера в комплексе – это основа личности, которую нельзя ломать.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Девять месяцев

Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты. Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения.

Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное – любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Какую методику выбрать

Семья должна выбрать тот путь воспитания, который действительно вам подходит. Учитывайте уклад семьи, культуру и ценности, как вы взаимодействуете друг с другом. Лучшей методикой воспитания ваших детей будет та, в которой нет спорных моментов. Если не уверены в правоте автора, то обсудите это с членами семьи. Узнайте их мнение на этот счет. Подумайте, будет ли оправдано вносить коррективы в методику. Можете посоветоваться с друзьями, но учитывайте, что они не так хорошо знают про характер общения в вашей семье, ценности и культуру дома. Возможно, вы создадите лучшую методику воспитания для своих детей, как это сделала Сесиль Лупан. Не нужно себя принуждать идти по пути какого-то автора, только потому, что так рекомендуют знакомые. Методика воспитания и обучения детей, должна отражать ваш взгляд на педагогику. Ничего хорошего не получится, если вы сами в нее не верите.

Также, семья может придерживаться определенного стиля воспитания детей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее