Внутриутробное формирование глаз
Развитие глаз начинается на второй неделе эмбриональной фазы. Сначала формируются глазные пузыри. К концу 4 внутриутробной недели образуются хрусталики и сосудистые оболочки. После 3 месяцев возникает система циркуляции кровотока. Далее формируется склера и камеры глаза.
Веки образуются из кожных складок. К моменту рождения доношенный плод имеет все элементы глаза, которые присутствуют у взрослого человека.
Средний диаметр глаза новорождённого составляет 16 мм.
Рост наблюдается вплоть до 20 лет. Тяжёлые пороки и отклонения во время внутриутробного развития негативно отражаются на формировании элементов глаза. Самый опасный период — первый триместр беременности.
Особенности зрения у младенцев
В первые недели жизни новорождённый способен воспринимать объекты на расстоянии 30-50 см. Глаза реагируют на изменение освещённости. Это проявляется в виде сужения или расширения зрачков.
Зажмуриванием малыш реагирует на яркий и резкий свет. Он способен кратковременно удерживать предмет в поле зрения.
СПРАВКА. Через 2-3 недели после рождения у ребёнка возникает цветовое и предметное зрение.
В 1-2 месяца он уже может фокусироваться на ярких и объёмных предметах. Например, он может следить глазами за большими игрушками, которыми мама водит у него перед лицом.
Особенность зрения грудничка — двухмерность. Только к 6 месяцам он начинает видеть объёмные очертания. Восприятие цветов развивается постепенно. Сначала малыш начинает реагировать на красный, потом жёлтый, зелёный и синий цвета. При редкой патологии сетчатки зрение ребёнка может быть чёрно-белым.
Развитие зрения малыша
Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.
НаблюдениеОдним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.
Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. “Оттачивается” содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется “библиотека” зрительных образов.
Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы.
Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами.
Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого “лица”, а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его.
На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 – т.е.
100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.
Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны – опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением.
Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdev
Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.
Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе “восьмерку”. Острота зрения продолжает повышаться.
К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.
Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным.
Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде.
В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче.
Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение.
Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.
Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот.
Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.
Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период – умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.
Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить “своих” от “чужих”. Острота зрения еще увеличивается.
От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста (“пока”, “нельзя” и др.).
В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.
Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.
НаблюдениеПримерно на восьмом месяце выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить “своих” от “чужих”.
Это нормально, если у новорожденного западает либо косит один или оба глаза. Такое состояние может наблюдаться у детей вплоть до полугодичного возраста. Если же такие изменения сохранены, и косоглазие не проходит, то родители должны бить тревогу. Когда меры не предприняты вовремя и не выявлены причины такой патологии развития глазного аппарата, то косоглазие может остаться на всю жизнь.
Что такое косоглазие?
Косоглазие заключается в нарушении правильного положения одного или обоих глаз. До полугода оно считается нормой, так как зрительная система малыша развивается, и он только учится управлять глазами.
Если до 6 месяцев косоглазие не прошло, то это указывает на патологический процесс. Он часто сопровождается вдвоём в глазах или низким зрением. В быту ребёнок с таким заболеванием не может самостоятельно взять ложку или карандаш. Его действия ограничены.
Некоторые дети могут видеть мир плоским. Они не могут анализировать расстояние или пространство. У них отсутствует стереоскопическое бинокулярное зрение.
Кто находится в группе риска?
Выше мы рассмотрели случаи физиологического косоглазия, не требующие коррекции. Они исчезают сами по себе без специального лечения. Но бывают случаи, когда родителям нужно внимательней относиться к глазам своего ребенка и при подозрении на патологии, незамедлительно обращаться к детскому окулисту.
- У кого-то у родственников есть глазные заболевания. Врачи отмечают, что склонность к близорукости передается по наследству. Даже если у одного из родителей или близких родственников есть проблемы со зрением, то ребенку обязательно это передастся. Генетически обусловленная слабость глазных мышц изменяет не только качество зрения, она может стать причиной патологического косоглазия.
- На ранних этапах вынашивания, когда у эмбриона происходила закладка тканей, отвечающих за зрение, и их развитие, мать перенесла определенные заболевания. Это может быть цитомегаловирус, токсоплазмоз или герпес. Эти вирусные недуги могут негативно повлиять на развитие зрительных органов ребенка.
- Сложные или ранние роды также могут дать толчок к неправильной работе систем новорожденного и привести к патологической асимметрии.
- Вирусные, инфекционные и воспалительные заболевания на начальном этапе жизни малыша могут привести к косоглазию.
Разновидности
Косоглазие может быть разных видов. Самая простая классификация патологии — врождённая и приобретённая. Существует также мнимый, скрытый, истинный, сходящийся и расходящийся вид дефекта.
Мнимое
Мнимое косоглазие возникает при большой величине угла между зрительной и оптической осями. Такое отклонение не является патологией, и не нуждается в лечении. Однако, на фоне смещения центра роговицы возникает видимость косоглазия.
Причины заболевания у грудничков
Косоглазие у новорождённых или страбизм может быть временным явлением. Ребёнок ещё не в состоянии контролировать движения глазных яблок. Они могут расходиться к вискам, сводится к носу или вовсе закрываться. Основная причина — слабость глазных мышц. Со временем ребёнок научится их контролировать, так как по мере его развития мышц укрепляются.
ВАЖНО. Зрение приходит в норму к 6 месяцам.
Косоглазие у грудничка после 6 месяцев может быть врождённым или приобретённым. На появление патологии влияют следующие негативные факторы:
- инфицирование;
- заболевание матери во время беременности;
- родовые травмы;
- неправильное развитие мышц глаза;
- наличие сопутствующих заболеваний — близорукость, дальнозоркость, катаракта;
- недоношенность;
- слишком маленький вес;
Ребёнок может родиться с полностью здоровым зрительным аппаратам. В некоторых случаях проблемы начинаются на фоне сильных стрессов. Такое отклонение может свидетельствовать о наличии серьёзных заболеваний:
- психологическая травма;
- ДЦП;
- опухоль мозга;
- невралгия;
- синдром Дауна.
Большое значение имеет наследственная предрасположенность к косоглазию. Провоцирующим фактором может стать слишком близкое расположение игрушек перед лицом малыша.
Выявление болезни на ранней стадии
Как уже говорилось ранее, родителям не составит труда определить болезнь у новорожденного ребенка самостоятельно. Однако даже если вы никаких отклонений не замечаете, было бы правильным показывать младенца офтальмологу в 2 месяца, в 4 и в 6. Существует около 20 видов косоглазия, и если к полугодию жизни малыш все еще косит глазками, специалист сможет поставить точный диагноз.
Посещать детского офтальмолога нужно, даже если нет никаких подозрений на отклонения в зрении
А пока зрительные мышцы слабенькие, стимулируйте их работу с помощью глазной гимнастики. Сядьте на диван так, чтобы можно было хорошо опереться спиной, согните в коленях ноги и «полулежа» посадите на них малютку. Возьмите игрушку (погремушку) и не спеша водите ей из стороны в сторону, вверх и вниз. Смысл в том, чтобы ребенок глазками следил за игрушкой.
Также для развития фокусировки можно развешивать большие яркие игрушки в поле зрения малыша. Но не стоит это делать непосредственно над кроваткой. Повесьте их повыше, чтобы кроха не смог дотянуться до них рукой. Помните, что дети рождаются дальнозоркими, и предметы, расположенные слишком близко, негативно влияют на развитие их зрения.
Как самостоятельно определить патологию?
Определить косоглазие в домашних условиях довольно просто. Для этого потребуется фонарик. Нужно внимательно понаблюдать за движением глаза ребёнка. При наличии отклонения взгляд будет блуждающим, он будет постоянно клонить голову на бок. Ребёнку будет трудно сфокусироваться на предмете.
Если посветить фонариком в глаза, то отражение должно быть одинаковым. Отличающиеся картинки указывают на возможное наличие патологии. Следует сразу же обратиться к врачу.
Выявить патологию поможет фотография со вспышкой. В этом случае нужно присмотреться к бликам в глазах малыша.
Когда нужно обращаться к врачу?
К врачу нужно регулярно ходить на профилактические осмотры. Это важно делать в 4 недели, 6 месяцев и год. Если у малыша развивается настоящее косоглазие, то врач сможет дианостировать его только к полугодам жизни.
Обратиться к офтальмологу необходимо при наличии следующих симптомов:
- частые покраснения глаз;
- повышение выделения в уголках;
- ритмические маякообразные колебания глаз.
Иногда возникает воспалительный процесс в слёзном мешке, который находится между носом и внутренним уголком век. Этому способствует недоразвитость слёзных путей. Если что-то попало ребёнку в глаз, нужно немедленно обратиться к специалисту. Самостоятельные промывания могут навредить ребёнку.
Диагностика
Патология устанавливается офтальмологом, который перед проведением осмотра тщательно соберет анамнез и жалобы (спросит у мамы). В анамнезе врача заинтересует течение данной беременности, родов, перенесенные заболевания, наследственность ребенка. Дальнейший осмотр включает:
- оценка положения головы, симметрии глазных щелей и лицевого черепа;
- оценка степени нарушения зрения (пробные линзы);
- измерение угла отклонения изображения в зрачке;
- проба с прикрытием поочередно одного и другого глазного яблока – если при закрытии одного глаза возникает отклонение в сторону другого, говорят о скрытом косоглазии;
- бимикроскопия (исследование передних отделов органов зрения и глазного дна);
- офтальмоскопия (изучение глазного дна);
- исследование с помощью синоптовора – позволяет измерить угол отклонения зрачка от нормального положения;
- скиаскопия и компьютерная рефрактометрия – позволяют исследовать рефракцию глаз
- эхобиометрия – измерение длины органа зрения.
Если офтальмолог подозревает паралитическое косоглазие, то он рекомендует консультацию невролога с дальнейшем неврологическим обследованием. В обследование входят: электроэнцефалография, электромиография, электронейрография.
Лечение
Лечение косоглазия должно носить комплексный характер. Изначально назначается гимнастика и аппаратное воздействие. При неэффективности консервативной терапии проводится оперативное вмешательство. В большинстве случаев лечение истинного косоглазия начинается после 6 месяцев. Оно может длится до 2-3 лет.
Упражнения
Гимнастика проводится не только для коррекции отклонения, но и для его профилактики. Для достижения необходимо эффект занятия должны быть регулярными.
Эффективные упржанения:
- Малыша нужно положить на спину, более старших детей садят на колени, и показывать ему крупные и яркие игрушки. При этом ими следует двигать в разные стороны.
- К включённой настольной лампе необходимо прикрепить шарик диаметром в 1 см. Лампу нужно передвигать в разные стороны, при этом 20-30 секунд останавливаясь в разных точках.
- Над детской кроваткой рекомендуется повесить разные игрушки. Высота должна быть такая, чтобы малыш мог дотянуться к ним. Периодически их расположение должно меняться. Это нужно для того, чтобы ребёнок постоянно не смотрел в одну сторону.
Эти простые действия помогут новорождённому быстрее научиться двигать глазами синхронно. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом. Зарядку нельзя проводить, когда у малыша плохое самочувствие.
Оптическая коррекция
Для устранения зрительного дискомфорта при косоглазии назначается оптическая коррекция. Линзы очков могут быть бифокальными или призматическими. Выбор зависит от точного диагноза. Первые устраняют амблиопию и восстанавливают связь между глазами, вторые — приближают картинки друг к другу.
Аппаратное лечение
Аппаратное воздействие направлено на нормализацию зрительной функции при помощи комплексной стимуляции органов. Для проведения такой терапии используются высокотехнологичные приборы, которые позволяют устранять характерный для косоглазия навык. Он заключается в подавлении зрительной функции неработающего глаза.
Обследования
Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века).
Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.
В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.
Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.
Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.
Профилактика
Большое значение имеет профилактика развития косоглазия у детей. Родители должны своевременно водить малыша на осмотр к офтальмологу.
СПРАВКА. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем эффективнее и быстрее будет проходить лечение.
Первый осмотр новорождённого нужно провести сразу после родов. В дальнейшем нужен ежемесячный контроль. К группе риска относятся недоношенные дети и те, кто родился при патологических родах.
Во время осмотра специалист должен проверить остроту и характер зрения.
Основные рекомендации для родителей:
- Для игры с новорождёнными не рекомендуется использовать слишком мелкие игрушки или подносить их близко к лицу ребёнка.
- Нельзя резко появляться перед малышом с ярким предметом. Он может сильно испугаться.
- Вешать игрушки над кроваткой нужно на расстоянии вытянутой руки. Если предмет один, то его нужно расположить по центру. Ребёнок должен видеть его обеими глазами.
- Нужно минимизировать риск стрессовых ситуаций для малыша.
При возникновении негативных симптомов или попадании чего-то в глаза нужно сразу же обращаться за квалифицированной помощью.
Полезное видео
Детское косоглазие:
Если заболевание не проходит: когда пора бить тревогу?
Заметив косоглазие у младенца, большинство родителей начинает паниковать, но делать этого не стоит. В течение первого месяца жизни дефект считается вариантом нормы, а в некоторых случаях сохраняется у детей до шестимесячного возраста.
Фото 2. Небольшое монолатеральное косоглазие у ребенка старше 4 месяцев. Если заболевание не проходит в этом возрасте, малыша нужно показать врачу.
В среднем на нормальное развитие глазных мышц и участков головного мозга, которые отвечают за их активность, врачи отводят около 4 месяцев. Если за данный период косоглазие не проходит, родителям следует обратиться к врачу — чем раньше будет выявлена патология, тем выше шансы для ее исправления без ущерба для зрения.
Важно! Особое внимание следует обратить на здоровье глаз у детей с косоглазием или другими офтальмологическими дефектами в семейном анамнезе — если подобные нарушения наблюдались у родителей, риск их проявления у новорожденных повышается
Мнение доктора Комаровского
В вопросе детского косоглазия доктор Комаровский полностью солидарен с известными специалистами и не считает его серьезным дефектом у детей до 4 месяцев.
По мнению известного педиатра, глаза у большинства младенцев не двигаются согласованно и синхронно в силу возрастных особенностей организма. Спустя 4—8 недель после появления ребенка на свет работа глазных мышц улучшается, а к 4—6 месяцам проявления косоглазия исчезают самостоятельно.
Если же дефект сохраняется, ребенка следует поскорее показать офтальмологу, который проведет комплексную диагностику и оценит степень патологии.