Aвтор материала: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна —
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Проект автора: интернет-площадка для преподавателей-экспертов Eduneo
В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.
В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.
Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.
По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.
О понятии
Есть такие дети, которым чтение и письмо даются с огромным трудом. Таких малышей часто считают ленивыми, однако не все так просто. Кто знает, а может у ребенка дислексия? Это особое неврологическое состояние, нарушение обучаемости, которое способно влиять на восприятие учеником букв, цифр, знаков. При этом кроха плохо воспринимает и понимает чтение, письмо, математику, у него довольно низкая успеваемость. Однако в это же время исследования ученых доказывают, что IQ у таких деток чаще всего выше среднего. Можно также попробовать просто разъяснить данное заболевание. В таком случае дислексия – это некий сбой в мозгу ребенка, который закрывает ему доступ до некоего анализатора (например, слов или же цифр). Почему так происходит – попробуем разобраться дальше.
Немного истории
Весьма занимательным окажется тот факт, что данный термин впервые был использован еще в далеком 1887 году ученым-офтальмологом Р. Берлином. Врач впервые столкнулся с проблемой, когда обследовал всесторонне развитого мальчика. Тот испытывал значительные затруднения при чтении и письме, но при этом во всех остальных областях знаний парень показывал просто замечательные результаты. Данный термин, по словам Берлина, должен был обозначать проблему, когда при всеобщей обучаемости ребенок испытывает проблемы с чтением и письмом. Согласно современной статистике, данное заболевание известно не понаслышке примерно 5-10% всех жителей планеты, а определяется оно чаще всего в возрасте 6-7 лет. Благодаря его неврологической природе, избавиться от данной болезни не так и просто, потребуется максимум усилий со стороны ребенка, терпение со стороны родителей и, конечно же, немало времени.
Как определить дислексию?
Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.
Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.
Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.
Основные проблемы дислектиков
Поняв, что дислексия – это невозможность правильно воспринимать буквы или цифры, стоит немного рассказать и о том, с какими еще проблемами могут столкнуться дети, имеющие данное заболевание.
- Такие детки могут определенные буквы или цифры видеть задом наперед, автоматически самостоятельно их переворачивать и не уметь читать.
- Иногда у детей с данным заболеванием текст может «прыгать» по странице, не складываться в ровный ряд.
- Также могут возникать проблемы с отличием похожих цифр и букв (например, «р» и «ь», 10 и 01).
- Если ребенок и может различать буквы, то бывает так, что не может их произнести в одном ряду, т. е. в слове.
- Частая проблема – ребенок не запоминает слова, которые он прочитал. Ему каждый раз приходится учиться заново.
- Нередко такие дети не видят слов, для них буквы просто перемешиваются.
- Также дети с данной проблемой могут менять буквы в словах (вместо «вес» читать «все»).
- Также нередки ситуации, когда ребенок понимает и знает все буквы, но при попытке прочтения слова у него появляется сильная головная боль, тошнота, возможно головокружение.
Стоит сказать о том, что при всем этом ученые говорят, что проблем со зрительным восприятием у таких деток практически никогда не бывает (а если и бывает, то крайне редко). К тому же данный перечень – это далеко не все проблемы, которые может испытывать дислектик. Детки разного возраста имеют различные сложности, и по мере взросления малыша затруднения также трансформируются, изменяются.
Подготовительный этап: с чего начать обучение по методу Д. Дейвиса
Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.
Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.
Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».
Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.
В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.
Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:
- Подготовительный — включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
- Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
- Освоение символов и техники чтения.
Подготовка к обучению важна настолько же, насколько сам процесс обучения. Без необходимого настроя и предварительной оценки ситуации очень сложно решить проблему, даже с использованием самой успешной методики.
Понятие «умственного глаза» возникло у Рональда Дейвиса, когда он наблюдал за своими ощущениями в процессе творческих порывов. Он обнаружил, что при творческом мышлении менялась точка обзора мысленных образов, то есть он мог рассмотреть их с разных сторон. Дислексия в этот момент усиливалась.
Таким образом, дислексики способны дезориентироваться — менять положение «зрительного эпицентра» (умственного глаза), из которого они видят образ предмета в данный момент. Именно способность видеть его объемно делает дислексию даром и в то же время проблемой. Ведь, «умственный глаз» начинает перемещаться при любом состоянии спутанности, когда сознание не может распознать что-либо, в том числе символы или слова.
В случае каких-либо предметов или явлений такое образное мышление помогает и дает возможность изучить их более детально, а при изучении двухмерных плоских символов оно путает еще больше. Непонятные символы и слова начинают вертеться, крутиться, то увеличиваясь, то уменьшаясь в размерах – а распознать их сознанию диалексика так и не удается.
Чтобы научиться читать, ребенку с дислексией нужно отключить дезориентацию. Он должен установить «умственный глаз» во время чтения в такое место, которое не позволит сознанию дезориентироваться. Это место называется «точкой ориентации». Находится оно на 15-30 см выше и позади головы. Как научиться ставить «умственный глаз» в нужное место? И что даст эта возможность в дальнейшем?
Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.
Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.
Классификация
Классификация дислексии – вот о чем также нужно упомянуть в данной статье. Итак, данное заболевание могут классифицировать по нескольким показателям.
- Дети с дисфонетической дислексией не могут озвучивать слова, читать. Это для них как некий секретный код, который каждый раз нужно расшифровывать.
- Ребята с дисэйдетической дислексией (которую также могут называть гештальт-блайнд-дислексией) с огромным трудом запоминают слова, но при этом могут не видеть разницы между похожими буквами. Прочитав слово на одной странице, они могут не прочесть его же уже на следующей.
- Третий тип данного заболевания наиболее сложен, и таким деткам довольно тяжело помочь: это сочетание первых двух дислексий.
О видах
Обязательно нужно рассмотреть также несколько видов дислексий, которые могут развиваться у школьников.
- Фонематическая дислексия. Это недоразвитость функции фонематической системы.
- Аграмматическая. Замена или искажение морфем слова.
- Семантическая дислексия. Это нарушение понимания прочитанного при формально идеальном чтении и произношении слов.
- Оптическая. Дислексия, которая связана с недоразвитостью зрительной функции.
- Мнестическая. Проявляется данный вид дислексии в трудностях усвоения букв и понимания связи между ними.
Коморбидность – «друзья по несчастью»
Несмотря на сильную взаимную связь между расстройством чтения и психическими расстройствами, мнение, что дислексия − это психическое заболевание – ошибочное. Их совместное появление часто неправильно интерпретируется, что приводит к менее оптимальным результатам лечения. Тщательное рассмотрение возможности возникновения сопутствующих расстройств имеет решающее значение для дифференциальной диагностики.
Коморбидность патологических процессов между дислексией и сопутствующими психическими расстройствами:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (встречаются вместе в 30-50% случаев).
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Нарушения аутистического спектра.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Депрессии.
Признаки сопутствующей группы: слуховая и визуальная невнимательность; дефицит в скорости обработки (словесной рабочей и фонологической кратковременной памяти); ослабленное понимание прочитанного; внешнее поведение; низкая самооценка; плохой почерк.
Общие риски: гены (MRPL19 и DCDC2); структурные и функциональные нервные расстройства; недоразвитие устной обработки и языковых навыков; семейные факторы.
Дислексия не является феноменом «все или ничего», но подобно весу или росту, выражается в разной степени.
Причины возникновения заболевания
Важно также рассмотреть, почему возникает дислексия у младших школьников. Итак, причина может заключаться в локализированном поражении определенных областей головного мозга. Это может произойти как следствие травмы (даже простого удара головы) или недоразвитости нужного участка мозга. Еще одна не менее важная причина, по мнению врачей, которая может вызывать данное заболевание у деток, – проблемы со здоровьем у матери и малыша еще на этапе вынашивания или же самих родов. Важным окажется следующий факт: согласно мнению медиков, около половины случаев данного заболевания передалось детям по наследству от родителей (данное заболевание поражает оба пола, но, согласно статистическим данным, у мальчиков встречается в три раза чаще, нежели у девочек). Однако при этом таких детей нельзя считать умственно отсталыми или неполноценными, они всего лишь не могут расшифровать полученную из вне информацию. При этом проблемы существуют не во всем мозгу, а только на отдельном его участке.
Причины и механизмы дислексии
Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.
Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.
Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).
На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:
- Генетическая детерминированность.
Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.
- Травматические факторы.
Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.
- Инфекционные процессы матери во время беременности.
Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.
Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга. Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.
- Врожденные пороки сердца.
Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.
- Гендерный признак.
Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.
О лечении
Что делать, если у ребенка дислексия? Лечение медикаментами при этом – не выход из ситуации. К тому же данный вариант избавления от проблемы вряд ли кто-то подскажет, таких лекарств просто нет. В данном случае нужна грамотная коррекционная работа. В этом могут помочь учителя, детские логопеды и, конечно же, специально обученные специалисты. Так, работа с такими детками может проводиться как в классе (учитель должен особое внимание уделить такому ребенку, что, впрочем, весьма сложно), либо же малыша нужно отправить заниматься со специальными преподавателями, которые смогут подкорректировать данную проблему.
Специальные программы могут включать самые разнообразные методы работы. Это могут быть даже упражнения для глаз, которые также способны помочь справиться с данным заболеванием. Однако чаще всего каждый случай дислексии рассматривается индивидуально, для ребенка подбирается и формируется особая программа, которая поможет справиться с проблемой только ему. Если сразу же не пропадают симптомы заболевания и не отступает дислексия, лечение все равно должно быть продолжено. Не стоит опускать руки, и результат обязательно даст о себе знать.
Диагностика
Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.
Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.
В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез — информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.
Речевая карта
Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.