Различать «лево» и «право»
Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.
Иметь общее представление о времени
Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.
Аккуратно исправляйте ребенка, если он где-то допускает ошибки. Важно, чтобы у него не сложилось ложное понимание времени.
Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.
Зачем нужно ребенка учить определять время?
Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.
Обучение минутам
Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.
Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.
Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.
С чего начать? Основные принципы обучению времени
Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.
Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.
Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них — минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.
Занятия с часами
Смастерите с малышом часы из разноцветного картона. Стрелки можно прикрутить при помощи гайки и болта, или же придумать другой способ. В процессе изготовления часов рассказывайте малышу, что означают все эти черточки и цифры; что маленькая стрелка — часовая. Она двигается медленно от цифры к цифре; большая — минутная, она двигается быстрее, и когда она проходит полный круг, это значит, что прошел час. Окружающий мир предстает в сознании ребенка многообразием предметов, явлений и образов. Мышление маленького человечка идет по пути наглядного восприятия, когда малышу требуется все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Привычное для взрослого абстрактное мышление еще недоступно для ребенка, поэтому и время для него неосязаемо. Единственное, что может понять малыш – ход времени, то есть наступление ночи или утра.
Для ребенка понятие «время» является слишком абстрактным, однако он понимает, что наступило утро или вечер — в основном по тем действиям, которые ему приходится выполнять
Как познакомить ребенка с понятием «время»?
До определенного возраста ребенок живет, не ощущая времени, поскольку оно регламентировано взрослыми. Мама и папа знают, когда ему кушать, гулять, спать. Взрослея, малыш должен уметь самостоятельно распознавать такие распространенные понятия времени, как «прошлое» и «будущее», «сначала» и «потом», «сегодня» и «завтра». Важно для ребенка и разбираться в ходе времени по часам. Ошибка многих родителей состоит в том, что они сразу приступают к знакомству малыша с часами, еще не дав ему почувствовать время. Если до крохи не донести многогранность временных категорий, он долго не поймет и их выражение в часах.
Первые познавательные уроки можно начать в 2-2,5 года. К этому возрасту дети способны понимать различия между «потом» и «сейчас», «сначала» и «после». Производя какие-то действия, старайтесь объяснять их, применяя обозначение категорий. Например: «Сначала мы снимем сапожки, а потом наденем тапочки» или «Сначала ты испачкал ручки, а потом мы их помыли». Используйте в обучении малыша игровые моменты. Проще всего время нарисовать:
- «сначала была маленькая семечка» – нарисуйте арбузную семечку;
- «потом семечку посадили в землю» – заштрихуйте половину семечки землей;
- «попав в землю, семечка проросла» – выведите из семечки росток с листиками;
- «росток стал расти, на нем появился цветок, из цветка образовался арбуз» – прорисуйте все стадии вашего рассказа;
- «если мы разрежем арбуз, в нем будет много-много таких же семечек, из которых вырастут новые арбузы».
Создавая рисованную историю, выберите героев, которые хорошо знакомы ребенку: яйцо и птенец, вылупившийся из него, мама, выпекающая пирог. Совместные занятия помогут крохе ориентироваться в простейших временных категориях. Через игру с наглядными и понятными образами, которые ему хорошо знакомы, ребенку будет проще воспринимать и настоящее, прошлое, будущее.
Настоящее, прошлое, будущее
Знакомство ребенка с настоящим, прошлым и будущим организуем через игру или обычные действия, добавляя ваши комментарии к ним. Например: «Сейчас мы кушаем – это настоящее», «Завтра мы пойдем в гости к твоему другу – это будущее», «Вчера мы катались на качелях в парке – это прошлое». Прибегая к объяснению событий, которые прошли или еще только будут происходить, вы помогаете малышу осознать, когда это было или будет.
Яркий наглядный пример – рассматривание семейного фотоальбома. Помимо интереса ребенка к изображениям на фото, где он может увидеть знакомых людей, вы формируете у него правильное восприятие времени. Покажите ему свои детские фотографии или его фото в год. Сразу же дайте объяснение прошлого и настоящего, чтобы малыш заметил отличия и уловил разницу между обеими категориями.
Не стоит привносить в объяснения серьезность, так как малыши лучше всего воспринимают сложные вещи через игру и повседневные действия
Время суток
Привычное для взрослых суточное время или сутки ребенку понять сложно. Как правило, к 2,5 годам малыш уже хорошо ориентируется в таких понятиях, как «день» и «ночь». Если же вы употребите в разговоре фразу о том, что с какого-то события прошло три дня, малыш не сможет сопоставить их с тем, что прошло и три ночи. Чтобы научить кроху восприятию суток, как совокупности всех временных отрезков, применяйте тот же метод наглядно-предметного объяснения.
В течение дня объясняйте ребенку, что и когда он делает. Возьмите журнал, найдите в нем изображения утра, вечера или ночи. Попросите сына или дочку определить время суток. Если ребенку сложно ориентироваться по фотографиям, придумайте для него занимательную игру. Нарисуйте предметы, которые он или вы используете в строго отведенные часы (утром, в обед, вечером). Рядом с предметом нарисуйте кружочки разного цвета: утро – желтый, обед – красный, вечер – синий. Закрепив у малыша понятия утра, обеда и вечера, можно перейти к изучению временных промежутков, то есть познакомить его с часами.
Для объяснения можно использовать не только схематичные наивные рисунки, но и полноценные фотографии, можно с волшебными элементами
Прошлое, настоящее и будущее
Когда ребенок уже хорошо понял значение слов «сейчас» и «потом», можно дать малышу более обширное представление о таких категориях времени, как прошлое, настоящее и будущее. Объясните ребенку: «вчера мы ходили на карусели – это прошлое», «сейчас мы читаем книгу – это настоящее», «скоро мы поедем к бабушке – это будущее».
Хорошим способом помочь ребенку познакомиться с понятием прошлого может стать рассматривание семейного альбома. Покажите малышу, каким он был маленькими, как вы вместе проводили время. На примере событий собственной жизни ребенок быстро поймет, что то, что было раньше – это прошлое, а то, что происходит сейчас – это настоящее. Мечтайте вместе с ребенком, представляйте, каким он будет, когда вырастет – так малыш осознает, что такое будущее.
Определяем время по часам
Только после того, как малыш станет чувствовать и распознавать временные категории, мы переходим к изучению часов и умению понимать по ним. Чтобы научить ими пользоваться, ребенок должен знать цифры и уметь считать хотя бы до десяти. Без этих знаний сложно будет объяснить малышу, что час состоит из 60 минут, а минута – это 60 секунд. Кроме того, у него должно быть твердое понимание простых пространственных отношений, то есть он должен разбираться в том, что такое «до» и «после», «половина».
Для предметного изучения часов как механизма, показывающего время, возьмите специальные игрушечные часы или смастерите большой циферблат из подручных средств. Картон, циркуль или большая тарелка, карандаш или фломастер, ножницы, канцелярская кнопка – немного труда и самодельные часы готовы.
Они не разобьются, их не будет жалко, если малыш случайно надорвет циферблат. Зато с их помощью вы легко превратите изучение часов в увлекательную игру и доступно объясните малышу принцип их работы.
Способы обучения
Единой методики обучения детей пользованию часами нет. Есть общие рекомендации, а что из них будет интересно узнавать вашему сокровищу, вы должны понять сами. Примерный план действий выглядит так:
- Начинаем процесс обучения с детального разбора часов. Показываем малышу стрелки, циферблат, объясняем, зачем они нужны и в чем их функция. Примерно так: «Видишь, на циферблате установлены три стрелочки. Две широких и одна узенькая. Одна из двух широких коротенькая и движется медленнее всех. Она показывает нам часы, поэтому так и называется – «часовая». Когда пройдет час, она перейдет на одну цифру вперед. Самая длинная и широкая стрелка отсчитывает минуты. За час она проходит полный круг на циферблате, показывая нам минуты. Самая узенькая стрелочка ведет счет секундам, она движется быстрее остальных и за один час делает 60 кругов».
- Определяем час, показанный стрелками. Если минутная стрелка стоит на 12, то цифра, на которой остановилась часовая стрелка, означает, сколько на данный момент часов.
- Выясняем, как определять полчаса. Ставим большую минутную стрелку на цифру 6, показываем ребенку, что она разделяет полный часовой круг пополам. Чтобы малыш не путался с определением получаса, даем такое пояснение: «Тридцать минут – это и есть полчаса. Посмотри на цифру, за которую немного перешла часовая стрелка, например, между 2 и 3, прибавь к первой цифре 30 минут, получишь время в 2 часа и 30 минут».
- Познавать минуты лучше тогда, когда дети уверенно считают до 100. Без этого умения ребенку будет трудно понять, почему минутная стрелка показывает на цифру 4, а по времени означает 20 минут.
Современные технологии позволяют молодым родителям усовершенствовать процесс обучения. Возьмите на вооружение то же самое видео, которое детально показывает принцип действия и счета по часам. Просмотрев его несколько раз, ребенок быстро учится выставлять время стрелками, правильно определяет назначение каждой. Совместив видео и самодельный циферблат, можно объяснить все доступнее и нагляднее.
Самодельные часы с возможностью прокручивания стрелок помогут ребенку научиться определять время гораздо быстрее, чем долгие абстрактные пояснения и примеры
Как закрепить навыки определения времени?
Сразу охватить весь алгоритм движения времени ребенку сложно. На первых уроках он будет пальчиками пересчитывать деления, чтобы понять, сколько минут прошла стрелка. Постепенно закрепляя навык, он доведет его до автоматизма, научится определять время одним только взглядом. Заставлять малыша просто отсчитывать минуты и часы не стоит. Монотонное занятие быстро наскучит маленькому человечку. Введите в занятия обычные ваши действия по дому. Если задумали печь пирог, попросите сына или дочку последить за часами, чтобы выпечка не подгорела. Ребенок с нетерпением ждет начала своего любимого мультфильма, покажите ему на часах, когда он начнется.
Для закрепления навыков можно выполнить несколько полезных заданий:
- Изучаем время суток.
- Разбираемся, что такое секунда, минута и час.
- Находим на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у малышей.
Правила счета
Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?
- Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.
Совет
Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.
- Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
- Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.
Совет
Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.
- Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.
Далее сходным образом малыш учится считать десятками. В ряду от 1 до 60 десятков всего 6, поэтому работа будет непродолжительной, а большинство детей быстро запомнят необходимые цифры.
Учим цифры
Прежде чем обучать детей правилам использования часов, необходимо освоить цифры – хотя бы от 0 до 9. Сделать это достаточно просто.
- Для начала следует помочь ребенку разобраться в понятиях «один» и «много». Например, «Вот – один кубик, а здесь их много», «У тебя один носик, но много пальчиков».
- Чтобы малыш как можно быстрее освоил цифры, полезно с раннего возраста, еще до года, считать все, что попадается вам с крохой на пути. Например, ступеньки, яблоки в фруктовой вазе на кухне, кольца на пирамидке…
Чтобы малыш смог выучить названия цифр, нужно показывать их везде, где они нарисованы, и называть вслух: в книгах, на табличках с номерами домов, на кнопках телефона…
Можно приобрести специальный планшет с цифрами на магнитах, крупные мягкие циферки, конструкторы, интерактивные игрушки – играя так, можно не только учить названия, но и развивать мелкую моторику. Но важно, чтобы детали не были мелкими – для маленьких детей это небезопасно.
Некоторые малыши называют цифры и могут считать предметы до 10 уже к двум годам. С этого времени, и даже раньше, можно играть с часами и пробовать ненавязчиво рассказывать про время. Хотя навык определять время без помощи взрослых дети обретут намного позже – как минимум тогда, когда научиться считать до 60, чтобы осмыслить количество минут в часе. В среднем дети уверенно владеют этим навыком ближе к школьному возрасту.
Несколько дельных советов
- Почаще внимательно следите за временем и когда видите, что на ваших комнатных часах (настенных, напольных и т.д.) наступает «ровно» какой-либо из часов, то непременно обращайте на это внимание ребенка и закрепляйте его визуальное восприятие вашим комментарием о том, который сейчас час. Периодически чередуйте ваш комментарий уже с вопросом к нему: «Который час сейчас наступил?». Практика и еще раз практика с непосредственным участием взрослых – это оптимальный путь к последовательному усвоению ребенком такой полезной привычки, как определение текущего времени и навыков его предварительного расчета. Кстати, для этого вовсе не обязательно повсеместно «оцифровывать» значение времени, а достаточно пальцем показать на циферблате текущее его значение, а затем на то деление, куда укажет минутная или часовая стрелка через некоторое время. Задача же для ребенка не прозевать, когда это случится, и сообщить Вам об этом. Вы же должны не полениться и убедиться при ребенке, что он вовремя среагировал, а затем непременно похвалить его за успешно выполненное задание.
- Еще один совет. Когда процесс обучения уже запущен, и начинают проявляться первые положительные результаты, будьте очень пунктуальны в озвучивании ребенку текущего времени. Если для Вас не имеет принципиального значения «10:31» или «10:29», и вы чаще всего округляете это значение до «пол одиннадцатого», то дети зачастую очень серьезны в этом вопросе и придут в недоумение от вашей небрежности или возьмутся настойчиво поправлять Вас. Не раздражайтесь, а отнеситесь с серьезностью к их внимательному восприятию времени, и впредь в присутствии вашего чада избегайте такого упрощенного поведения с показаниями часов.
- Если видите, что несмотря на то, что Вы решили «уже пора», а ребенку пока еще не интересно изучать с вами как «работает» время, то лучше не мучайте его, а проанализируйте – в чем причина такого неприятия. Возможно, у ребенка есть определенные сложности с математическим мышлением, а может, это промахи с вашей стороны в доступности изложения ему ключевых часовых понятий и их взаимодействий между собой. Помните, что навык правильно и легко определять время по часам со стрелками не приобретается после 1-2 занятий, а формируется постепенно. Так что, запаситесь терпением, будьте последовательны и тогда, пусть и несколько позже, но непременно достигните положительного результата.
- Если ваш ребенок уже всерьез заинтересовался «часовым вопросом», и Вы хотите поддержать его в этом важном начинании, то рекомендуем Вам по ближайшему из серьезных поводов (День Рождения, начало нового учебного года или его успешное окончание, Новый Год и т.д.) приобрести в одном из наших магазинов Торговой сети ДЕКА детские часы со стрелками. Таким образом дав ребенку возможность теперь уже самостоятельно и основательно закрепить полученные им часовые знания и навыки.
Выбираем часы
Чтобы начинать обучение, нужно выбрать удобное пособие.
Можно приобрести специальные игрушечные часы, с большими удобными стрелками и веселыми картинками.
Рисунки могут быть разными – например, такими, где циферблат украшен любимыми мультяшными героями, которые «живут» напротив цифр и делают то, что положено по распорядку дня в определенное время: умываются, кушают, спят и пр.
- Учитывая, что изучение происходит в игре, желательно позволять ребенку не только смотреть, но и подключать тактильные ощущения – трогать часы ручками. Так запоминание происходит веселее и проще. Поэтому, если нет возможности купить игрушечные часы, можно использовать обычные, которые есть дома. Но оптимально брать не какие-то ценные, дорогие или просто любимые – поскольку риск испортить их высок. А те, которые не жалко – главное не красота, а сама конструкция. И, опять-таки, помните о риске мелких деталей для крох.
- Цифры должны быть крупными и четкими. Дизайнерские решения с витиеватыми знаками или римскими цифрами красиво и оригинально смотрятся, но не подходят для обучения детишек.
- Можно объяснять время и на электронных часах – настольных или тех, которые показывают время на рабочем столе смартфона (во втором случае можно даже установить программу с функцией произнесения времени вслух). Но все-таки часы со стрелками – это любопытнее и полезнее для развития мышления.
Индикация времени – цифровая (электронная) vs. аналоговой (стрелочной)
Для того, чтобы привести эту относительность к некоему общему знаменателю, человечество было вынуждено изобретать различные приборы, отсчитывающие и измеряющие Время. Как известно, люди уже более пятисот лет ведут отсчет текущего времени с помощью механических часов, а с 1969 года с этой важнейшей задачей стали еще успешнее справляться и, столь привычные теперь нам, кварцевые часы. Вместе с которыми, кроме доминирующей ранее стрелочной индикации времени, появилась еще и цифровая, называемая в простонародье «электронной». Ну, а разнообразных видов часов со стрелочной и электронной индикацией в нынешнее время хоть пруд пруди: и наручные, и настенные, и настольные, и напольные и т.д.
Практически для любого взрослого человека узнать и озвучить «который сейчас час» не представляет никаких проблем. Но, как научить ребенка всей этой стрелочно-электронной часовой премудрости? Изучению приборов с каким видом индикации отдать предпочтение, начиная обучение по определению времени с помощью часов?
На этот счет бытуют диаметрально противоположные взгляды, но все же большинство экспертов и педагогов высказывают мнение, что в первую очередь необходимо помочь ребенку научиться понимать время на часах со стрелками. И согласитесь, уважаемые читатели, в этом есть вполне очевидная логика: массовое засилье цифровой индикации времени «вынужденно знакомит» с ней наших детей едва ли не с пеленок, ой простите, с памперсов.
Учимся весело
- Показываем, какие стрелочки указывают на часы, минуты, секунды. Рассказать об этом придется много раз – терпеливо и в игровой форме.
Для удобства можно на соответственные стрелки наклеить названия – «часы» или «минуты» (даже если кроха еще не умеет читать).
- В книжных магазинах продается огромное количество книг с детскими стихами про время и режим дня – детям интересно постигать знания о часах и минутах, читая стишки и разглядывая картинки.
- Кроме того, можно скачать специальное учебное приложение.
- Полезно объяснить ребенку понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».
- Играйте, крутя стрелки – сначала пусть малыш выставляет определенное время, а родитель озвучивает его, а потом – наоборот.
- Вырежьте из картона круг, нарисуйте на нем цифры, обозначающие часы, вместе с ребенком – это одновременно и творческое, и учебное занятие. Можно поделить циферблат на сектора и раскрасить, нарисовать атрибуты того или иного времени суток (зубную щетку и чашку с чаем – для утра, игрушки – для дневного времени, уютную кроватку – для вечернего). В качестве стрелок можно использовать палочки от мороженого, фломастеры или карандаши.
Игры для закрепления материала
Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:
- Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
- В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
- Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
- Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.
Собственные часы
Чтобы поощрить ребенка побыстрее научиться разбираться во времени, можно презентовать ему, такому взрослому и ответственному, собственные часы.
Например:
- Наручные – стильные и сдержанные, похожие на взрослые, или выполненные по мотивам любимого мультфильма.
- Настенные, которые можно повесить в детскую комнату на видном месте.
- Настольные – которые можно разместить на письменном столе в детской.
Будильник, который поможет не только самостоятельно определять время, но и учиться просыпаться – отличная подготовка к детскому садику.
Время – основа режима дня
Научить ребенка определять время – не самоцель, а важный навык, который помогает планировать распорядок дня и следовать ему.
Очень полезно обучать малышей основам тайм-менеджмента – опять-таки, это важно для адаптации к детскому саду и школе.
- Учите деток таким понятиям, как утро, день, вечер, ночь. Конечно, в игровой форме, с помощью ассоциаций: светит ли солнце, что пора делать – просыпаться или, наоборот, готовиться ко сну, пришли ли родители с работы.
- Просыпаться, ложиться спать, завтракать, обедать, полдничать и ужинать, ходить на прогулки и играть, принимать ванну – все это желательно делать примерно в одно и то же время. Обучая малыша, приступая к очередному занятию, важно обращать его внимание на часы: «Смотри, уже 12 часов дня, пора обедать», «Полдесятого, давай набирать ванну» и пр. А потом и просить ребенка самостоятельно определить, который час, подсказать, что пора делать.
12-часовой формат времени
Такой формат предполагает деление суток на две части по 12 часов – a.m. (до полудня) или p.m. (после полудня).
Это может быть непросто понять маленькому ребенку, но постепенно можно объяснять и этот аспект – в наших широтах данный формат используется нечасто, но многие электронные часы показывают время именно так.
Чтобы научить ребёнка времени, понадобится одно важное условие — он уже должен освоить счёт до 100. Таким навыком дети овладевают к 5-7 годам. Без этого умения понять принцип движения времени будет очень сложно.
Научить ребенка времени помогут игры с часами
Кроме счёта до 100 важно, чтобы дети уже умели:
- писать цифры от 1 до 100;
- отличать эти цифры друг от друга;
- считать с интервалом через 5: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 и так далее.
Важно чтобы ребёнок на просто заучил цифры, но и понимал различия в счёте. Только после этого можно приступать к занятиям по определению времени по часам.
Время до и после полудня
Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.
Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.
Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.
Способы научить ребёнка времени по часам
Для начала ребёнок должен понять что такое время. Ему нужно объяснить, что оно единственная величина, которая движется только вперёд и её ход нельзя изменить. Для измерения времени человеком были изобретены часы.
Ребёнку нужно объяснить, что:
- 1 час состоит из 60 минут. Нужно показать наглядно, что 1 оборот минутной стрелки равен 1 часу.
- 1 минута включает в себя 60 секунд. Потом продемонстрируйте движение секундной стрелки.
- После того как он поймёт что такое час, нужно объяснить, из каких частей состоит час: полчаса — это 30 минут, четверть часа — 15 минут.
Ребёнок должен усвоить также такие понятия, как утреннее, дневное, вечернее и ночное время, сколько часов в сутках. Попутно нужно объяснить, как нужно здороваться, если сейчас утро или вечер.
Для того чтобы дети могли лучше понять движение часовой, минутной и секундной стрелки, приобретите или сделайте своими руками игровой циферблат. После того как ребёнок начнёт разбираться во времени, можно подарить ему яркие наручные часы.
Сопоставление времени и части суток
Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.
- Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
- Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.
Совет
В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.
Игра — быстрый способ научить ребёнка времени
Можно нарисовать несколько циферблатов: изобразить, к примеру, 11.00 часов и подписать — начало мультфильма, 14.30 — идём в аквапарк. Или сделать наоборот — нарисовать циферблат без стрелок, наклеить рисунки или фотографии на которых девочка или мальчик ложатся спать, встают утром, чистят зубы, завтракают, обедают, идут в школу, играют на детской площадке. После этого попросите ребёнка, чтобы он сам поставил время и нарисовал часовую и минутную стрелку.
Важно проводить занятия с ребёнком в увлекательной игровой форме, так он лучше поймёт и усвоит новые знания.
Современные дети с малых лет интересуются различными гаджетами и очень любят играть в интерактивные игры. В процессе обучения ребёнка времени вы можете применять обучающие видеоигры, показать ему специальные мультфильмы, прочитать сказки о времени.
Научить ребёнка времени несложно, нужно лишь проявить терпение. Ни в коем случае не ругайте детей, если они что-то не поняли. В результате можно получить обратный эффект — ребёнок замкнётся в себе и, возможно, станет уклоняться от занятий. Если ваш ребёнок хорошо выполнил упражнения по изучению времени обязательно похвалите его. Занятия должны приносить детям радость и вызывать желание учиться чему-то новому.
Навык считывания времени по часам освоить достаточно легко, уделив ему немного времени и усилий. Аналоговые часы обладают круглым циферблатом, поделенным на секторы, а положение часовой и минутной стрелок на нем помогают узнать точное время. С цифровыми часами необходимо просто уметь считывать цифры, обозначающие часы и минуты. Однако, порой можно запутаться, когда в часах используются римские цифры или военный формат времени. Тем не менее, даже с этим несложно разобраться, если немного постараться. С определенной долей практики вы научитесь без труда считывать время по часам.
Выбираем наглядные «часовые макеты»
Примите как факт, что не существует какого-то универсального способа, как быстро и успешно научить ребенка понимать стрелочное время. Мы согласны с тем, что ныне при возникновении вопроса любого характера проще всего разыскать готовые «советы бывалых» в Инете и следовать по их «опытным стопам». Но подумайте, а не лучше ли попробовать организовать процесс обучения часам вашего ребенка «по-своему». Это же ведь ваш ребенок, и кто лучше Вас знает его текущий уровень математической подготовки и степень восприятия им абстрактных понятий («утро», «день», «сутки» и т.д.)? В любом случае – решать Вам, ну, а мы лишь предлагаем несколько типичных вариантов «часовых макетов» для практических занятий по изучению стрелочных часов. Ведь без помощи какого-либо из них будет сложно обойтись во время учебы.
1. Вместе с ребенком Вы самостоятельно сооружаете что-то «похожее на часы».
Для осуществления этого варианта в Интернете есть масса советов и рецептов изготовления «типа часов» – из самых разнообразных материалов и с различными способами разметки циферблатов.
Например:
В данном случае, кроме последующего обучающего эффекта, есть возможность дать ребенку проявить еще и его художественно-оформительские таланты.
2. Покупаете что-то «похожее на часы» промышленного изготовления
Например:
Далее действуете согласно инструкциям, обязательно прилагаемым к таким «Учебным часам».
3. Берете уже готовые кварцевые настенные часы и вместе с ребенком проводите небольшой разметочный «апгрейд» их циферблата.
Например:
На наш же экспертный взгляд наиболее эффективным и серьезным даже в глазах ребенка будет выбор в пользу третьего варианта – практические занятия с настоящими часами. Для этой цели подойдет большинство из выпускаемых сегодня настенных часов – еще вполне рабочих или даже тех, у которых сломался двигатель. Главное, чтобы колесная система часов была в порядке, стрелки были на своих местах, а на циферблате изначально присутствовала поминутная разметка. Ведь весь смысл в использовании реальных, а не игрушечных часов состоит именно в том, что движение минутной и часовой стрелок в таких часах взаимосвязано, и ребенок может в динамике наблюдать процесс того, как они обе движутся, а не мысленно что-то еще «докручивать».
Кроме того, полагаем, что раскрутить корпус часов, частично их разобрать и дооформить циферблат более подробной часовой «разметкой» – и ребенку и Вам вероятно будет еще интереснее, чем вырезать «макет часов» из картона или одноразовой пластмассовой посуды.
Шаги
Считывание информации с аналоговых часов
- Цифры, обозначающие каждый сектор, являются часами.
- Маленькие секторы между соседними часовыми отметками разделены на пять минутных делений. Порой они отмечаются едва заметными черточками, которые делят циферблат на минуты (либо не отмечаются совсем).
- Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы.
У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час.
- Например, стрелка может показывать на цифру «1». Это означает, что сейчас один час.
Используйте длинную стрелку часов, чтобы узнавать минуты.
Длинная стрелка отмеряет уже не часы, а минуты. Используйте ее для того, чтобы понять, сколько минут уже прошло с момента наступления последнего часа.
- Когда длинная минутная стрелка указывает на «12», это говорит о том, что сейчас на часах круглый час. Например, Если короткая часовая стрелка стоит на «1», а длинная минутная — на «12», то текущее время ровно «один час».
Если минутная стрелка расположена между отметками часов, оцените примерное количество минут. Например, когда длинная стрелка находится где-то посередине между тройкой и четверкой, то она указывает на 17 или 18 минут, которые прошли с момента наступления последнего часа. Соедините полученную информацию воедино.
Как только определите час и количество минут, можно будет назвать точное время. Например, если часовая стрелка указывает на единицу, а минутная — на тройку, то сейчас один час пятнадцать минут (или в цифровом формате 1:15).
Умейте различать время до обеда и после обеда.
По аналоговым часам нельзя узнать, какое время они показывают (до полудня или после него). Вам нужно самостоятельно знать время дня. При этом в цифровых часах время от полуночи до полудня обозначается «AM» (лат. ante meridiem дословно — «до полудня»). Время от полудня до полуночи обозначается «PM» (лат. post meridiem дословно — «после полудня»).
- Например, стоит раннее утро, короткая часовая стрелка указывает на девятку, а длинная минутная стрелка — на двенадцать. Учитывая знание времени суток, показания часов можно перевести в цифровой формат и обозначить как 9:00 утра (или AM).
Считывание информации с цифровых часов
- Прочитайте первое число, чтобы определить час.
Время на цифровых часах обозначается двумя числами, разделенными двоеточием. Первое число на цифровом циферблате обозначает час. Например, если там указано «2», то это означает, что сейчас два часа.
Прочитайте второе число, чтобы определить минуты.
Второе число на цифровом циферблате, которое располагается после двоеточия, обозначает минуты, прошедшие с момента исполнения последнего часа. Например, если там отображено «11», то сейчас одиннадцать минут.
Соедините полученную информацию воедино, чтобы назвать время.
Если на часах о, то время два одиннадцать. Или, другими словами, два часа одиннадцать минут.
Определите, какое сейчас время: до полудня или после. На некоторых цифровых часах отмечаются символы «AM» или «PM». При отсутствии этих символов будет необходимо просто знать время суток. Время отмечается символом «AM», если относится к периоду от полуночи до полудня. Если время относится к периоду от полудня до полуночи, то оно обозначается символом «PM». Также время может отсчитываться в 24-часовом формате, когда счет после полудня не начинается заново, а продолжается (тринадцать, четырнадцать часов и так далее).
Знакомство с циферблатом
Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.
Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:
- маленькая толстая обозначает часы;
- длинная показывает минуты.
Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.
Совет
Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.
Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».
Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.